Home Search E-mail
 
сегодня 26 июня 2016
Архив № 48 (51) / 27 декабря 2004
НовостиАрхивРедакцияПоискПодпискаРеклама
ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКАПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВОПОЛИТИКА ДОСУГА
НОВОСТИ
  • 18 Апреля:  Россия заинтересована в ведении промысла в водах Исландии
  • 14 Апреля:  На форуме «ОвощКульт – 2016» правительство Подмосковья подписало 6 стратегически значимых соглашений
  • 13 Апреля:  IX международный форум информационных технологий «ITFORUM 2020/IT-Джем» проходит в Нижегородской области
  • 11 Апреля:  «Газпром нефть» увеличила запасы Чонского проекта
  • 10 Апреля:  Крупные компании Китая проявили интерес к инвестиционному сотрудничеству с Приангарьем
  • 10 Апреля:  Всероссийский флеш-моб «Подними голову» пройдет в Нижегородском регионе
  • 10 Апреля:  Москва примет участие в международной промышленной выставке Hannover Messe 2016
  • 07 Апреля:  Депутаты Заксобрания Иркутской области обсудили вопросы сотрудничества с коллегами из японской префектуры Исикава
  • 06 Апреля:  Грантоператоры объявят конкурс на получение президентских грантов
  • 06 Апреля:  Сергей Левченко Москве обсудил стратегию развития Приангарья с экспертами




  • Альберт СЁМИН: Зона национального бедствия


    ТЕМА НОМЕРА

    ТЕМА НОМЕРА»
    Версия для печати
    Петр АКОПОВ

    Политики с зубцами и без

    Правители любят свои портреты. Точнее, их любят верноподданные граждане. Огромные уличные мозаики или плакаты, большие настенные портреты, маленькие настольные фотографии… Самым маленьким общераспространенным форматом для изображения лика любимого руководителя является почтовая марка. Их выпускают все страны мира, и лишь одна не изображает на ней своих вождей, ни живых, ни покойных. Кого только не встретишь в собственном альбоме…

     

    «Портреты политических деятелей не должны превышать размеров почтовой марки»

    Владимир Набоков

     

    Почтовая марка — артефакт давно ушедшей эпохи. Хотя в мире ежегодно миллионными тиражами печатаются тысячи марок, это просто дань традиции. Для почтовых нужд в большинстве стран мира эти марки просто не нужны. Я даже не говорю об электронной почте — для любителей бумажного письма выпускаются конверты с уже напечатанными на них знаками почтовой оплаты. Тем не менее марки выпускают и в обозримом будущем продолжат выпускать — по двум причинам.

    Во-первых, конечно же, для коллекционеров — их в мире миллионы (точно никто не знает, оценки доходят до сотни миллионов), ну и, во-вторых, для государственного престижа. Вот ведь страны Европейского союза уже даже и от валют своих отказались (пока еще, правда, печатают на аверсе евромонет свои национальные символы), но от марок и не собираются. Символ государства в эпоху глобализма дорогого стоит.

    Традиция

    Правителей на марках изображали всегда. Начиная с первой почтовой марки, «черного пенни», на котором в 1840-м красовалась английская королева Виктория. Англия, кстати, с тех пор не пишет на своих марках название страны — по праву первородства. Вместо этого на всех английских марках присутствует профиль короля или королевы. Зато никаких политических деятелей, всяких там премьер-министров, английская почта не жалует. Свадьба принца Чарльза — пожалуйста, а вот из политиков некоролевских кровей чести попасть на марки (причем дважды) удостоился лишь Уинстон Черчилль.

    В XIX в. изображение короля или президента на марке было просто изображением символа государства, но уже с рубежа столетий ситуация изменилась. Появились памятные марки (то есть выпущенные не просто так, а по случаю какой-нибудь даты). И тут началось раздолье. Правда, независимых стран тогда было мало, и поэтому верхом нескромности могла стать какая-нибудь серия из пяти марок, посвященная 40-летию коронации румынского короля Кароля I. Уже в те годы, еще до Первой мировой войны, появились и первые политические марочные традиции, сохранившиеся до сих пор.

    Живых правителей изображают, как правило, монархии. Но и некоторые республики не прочь отметить своего руководителя. Это не только Бразилия или Тунис, но и вполне европейские Финляндия, Австрия, Чехия. Другие государства не печатают портретов вождей при их жизни, но поминают их после — как Франция, Италия или США. Американцы, кстати, первыми выпустили в 1865 г. траурную марку — в память об убитом президенте Линкольне. Впрочем, традиции могут меняться — вместе с политическим строем. Так, во время Второй мировой войны Франция выпускала марки с маршалом Петеном, а Италия — с дуче.

    Монархи и диктаторы

    Портрет на марке — не просто портрет. Почувствуйте разницу между строгим гравированным изображением шведского короля Густава V и аляповатой фотографией императора Центрально-Африканской империи Бокассы. Вообще стиль изображения менялся вместе с эпохой — сегодня сразу дюжина разных африканских или океанских государств может выпускать яркие и уродливые марки что с Рейганом, что с принцессой Дианой. Но это хоть и настоящие, но «несерьезные» марки — чисто спекулятивные выпуски. По нормальным маркам можно изучать политическую историю ХХ в.

    Вот Германия — сначала кайзеровские марки без изображения императора Вильгельма. Потом Веймарская республика — сначала с покойным президентом Эбертом, потом с только что избранным президентом Гинденбургом. Дальше — Третий рейх с Гитлером. Не так уж и много — всего около 20 марок. Следом идет разделение — марки ГДР и ФРГ. Если Западная Германия ограничивалась живыми президентами и покойными канцлерами, то Восточная любовалась Вильгельмом Пиком и Вальтером Ульбрихтом еще при их жизни. ФРГ поминает Джона Кеннеди, а ГДР — 70-летие Никиты Хрущева (единственные прижизненные марки с ним). Эриху Хонеккеру повезло меньше — он изображен лишь однажды, да и то в паре с Леонидом Брежневым. Марки в честь сорокалетия ГДР вышли как раз за месяц до падения Берлинской стены.

    Рекордсмены

    Есть страны, которые довели искусство марочного прославления руководителей до предела. Как правило, это монархии, азиатские социалистические страны и африканские режимы. Не будем вспоминать маоистский Китай — там марок с Мао было не так уж и много, и стоят они сегодня (в отличие от подавляющего большинства марок других стран) очень даже прилично. Но Ирак или Иордания в 80-е гг.! А Ливия сегодня! Бесконечные Саддамы Хусейны с королями Хусейнами уже закончились, но Муамар Каддафи выходит регулярно — на фоне самолетов, детей, женщин с гранатометами и своей «Зеленой книги».

    Абсолютный же рекорд принадлежит Северной Корее. Почтовое ведомство КНДР, выпустившее первые марки с Ким Ир Сеном еще в 1945 г., набрало полные обороты в начале 70-х. Сейчас полноцветные марки и блоки с Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром выходят по нескольку раз в год, и, если бы не правила Всемирного почтового союза, Пхеньян завалил бы весь мир своими вождями. Заодно и получая неплохой доход — хотя в США продавать корейские марки и запрещено, во всем остальном мире это вполне ходовой товар. Кстати, из-за санкций в США запрещены к продаже еще и марки Кубы, Ливии и Ирана. Исламская Республика Иран регулярно отмечает память аятоллы Хомейни, и скоро по частоте появления на марках он догонит своего предшественника, шаха Резу Пехлеви.

    Свои и чужие

    Изображать чужих политических деятелей — тоже старая традиция, выродившаяся, правда, в наши дни в нечто смешное. Раньше, как правило, марка с чужеземным президентом или монархом выпускалась в связи с его визитом. Так появились, в частности, иранские марки с Брежневым (в 1963-м), бразильская с Иосифом Тито. Иногда на марках изображают как гостя, так и хозяина (как эфиопы своего негуса Хайле Селасcие с королевой Елизаветой II или кубинцы — Фиделя Кастро с Папой Римским). Отдельная тема — выпуски в честь иностранных деятелей в связи с их юбилеями или годовщинами смерти. Если не считать английскую королеву (ей посвящают множество марок большинство бывших колоний), то абсолютным рекордсменом среди политиков продолжает оставаться Ленин. С ним во всем мире выпущено более тысячи марок, а Вьетнам с Кубой и сегодня продолжают чтить память вождя мирового пролетариата. Из отечественных политиков ему уступает — правда, сильно — Сталин. Еще при жизни его изображали не только на советских, но и на восточноевропейских марках. А Китай с Албанией продолжали вспоминать генералиссимуса и в 60—70-х гг. Сейчас у африканских почтовых ведомств входит в моду Мао — в Китае все больше филателистов.

    Великая держава

    СССР был великой марочной державой. И по разнообразию, и по качеству исполнения советские марки были одними из лучших в мире. Но при огромном количестве политических выпусков с вождями на наших марках дело обстояло не ахти как. Точнее, вождь-то был, но один — Ленин. Сотни марок с Лениным, и всего пара десятков со Сталиным (причем персонально ему посвящены лишь шесть). После Сталина ни один наш руководитель, за исключением Брежнева, на марки не попадал — борьба с культом. Да и Брежнев угодил всего два раза, с Конституцией и с Индирой Ганди. Сейчас в России действуют правила, по которым изображение человека может быть размещено на марке лишь после его смерти. Из постсоветских политиков такой чести удостоился лишь Анатолий Собчак.

    Впрочем, Владимира Путина можно увидеть на иностранных марках. Первыми начали северные корейцы. Блок, посвященный визиту президента России в Пхеньян, вышел в 2000 г., и с тех пор встречам Кима с Путиным посвятили еще три выпуска.

    Жены и дети

    Одними парадными портретами дело не ограничивается. Распространенная тема — народ под знаменем с ликом вождя. Более редкая — вождь делает что-то полезное для народа. Президент Кот-д’Ивуара Уфуэ Буаньи с мотыгой, Саддам Хусейн копает землю или убирает урожай... Но бесспорный международный хит — вождь и дети. Этим грешат все. От США с Линкольном, читающим ребенку книгу, до Вьетнама с Хо Ши Мином, обнимающимся с детьми.

    Но политики и сами дети. Точнее, были ими. Марки изображают не только «когда был Ленин маленький» или кудрявую головку наследника престола, а ныне короля бельгийцев Альберта. А вот Монголия почему-то очень любит изображать своих руководителей — причем при их жизни — детьми. Четырехлетние Чойбалсан и Цеденбал вышли в 50-е и 80-е гг., а убитый лидер демократов Зориг в виде трехлетнего малыша — в конце 90-х.

    Еще одна тема — жены и родня правителей. Вот Николае Чаушеску разрезает ленточку вместе со своей женой Еленой, принц Монако Ренье женится на американской кинозвезде Грейс Келли… А шах Ирана выпускал марки с каждой из своих трех жен.

    Жена могла попасть на марку и без мужа, но, как правило, если это траурный выпуск. Так, генерала Перона не найти на марках Аргентины, а вот Эва Перон красуется на нескольких миниатюрах.

    Альбомные политики

    Собирают ли марки нынешние политики? Почти нет. Если раньше среди коллекционеров были наркомы Максим Литвинов и Генрих Ягода, Франклин Рузвельт и Джавахарлал Неру, то сейчас в России можно назвать лишь нескольких депутатов Госдумы — филателистов. Это вице-спикер Чилингаров, бывший министр финансов Задорнов, экс-губернатор Красноярского края Зубов. Собирает марки и бывший директор СВР, а ныне посол в Индии Вячеслав Трубников. Самый знаменитый из нынешних политиков-филателистов — помощник президента Сергей Ястржембский.

    Марка — это визитная карточка страны, сказал в свое время Георгий Димитров. У России очень оригинальная визитка — кроме русского, название нашей страны написано на марках на несуществующем языке. Дело в том, что все страны с нелатинским алфавитом дублируют свое название на каком-нибудь из распространенных языков — английском или французском. Россия решила пойти своим путем — если в советские годы мы ограничивались родным алфавитом, то в 1992-м изобрели новое слово ROSSIJA.

    Однако идеология проступает и через нелепости. В последние годы русская почта занялась Романовыми. Начав в 1998 г. с Николая II, уже выпустили и Петра I, и Екатерину II, и Александра I. Даже Николай I попал на марку, посвященную юбилею Банка России.



    Читайте также в этом разделе:

  • КОЛЛЕКЦИИ ВОЖДЕЙ
  • СОБИРАЯ ВЛАСТЬ
  • ЛИЦА НА ВОДКЕ
  • В ЗОЛОТЕ И НА БУМАГЕ
  • НЕЖДАННЫЕ ВСТРЕЧИ


  • Назад
    ©2003-2012 Политический журнал. Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов ресурса прямая ссылка на сайт "politjournal.ru" обязательна.