Купить крепеж

Крепеж. Гвозди. Болты. Шурупы. Цены ниже! Доставка по звонку! См. прайс

univerkrep.ru

Rambler's Top100
Home Search E-mail
 
сегодня 20 сентября 2014
Архив № 12 (15) / 05 апреля 2004
НовостиАрхивРедакцияПоискПодпискаРеклама
ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКАПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВОПОЛИТИКА ДОСУГА
НОВОСТИ
  • 17 Сентября:  Члены Палаты молодых законодателей обсудили вопросы сотрудничества с представителями зарубежных общественных организаций
  • 17 Сентября:  Ильяс Умаханов принял участие в заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Азербайджаном
  • 16 Сентября:  Арнольд Тулохонов: Скоординированные действия парламентариев стран Юго-Восточной Азии могут стать фактором сохранения, упрочения мира и стабильности в регионе
  • 16 Сентября:  Александр Торшин: Политическая борьба возможна без эпатажа и скандалов
  • 16 Сентября:  Доля готового жилья на первичном рынке Москвы составила около 30%
  • 15 Сентября:  Владимир Джабаров: Контакты Совета Федерации с французскими парламентариями подтверждают, что Россия далека от международной изоляции
  • 12 Сентября:  Совет Федерации подготовит изменения в законодательство, касающиеся рыбохозяйственной отрасли
  • 12 Сентября:  Эксперт: Online-образование в России на пути становления
  • 12 Сентября:  В День оружейника в Коврове откроют мемориальную доску Михаилу Калашникову
  • 11 Сентября:  В Таганском районе откроется дворовая детская спортивная площадка, обустроенная на средства от платного паркования




  • Альберт СЁМИН: Зона национального бедствия


    ПЕРСОНА НОМЕРА

    ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ» ПЕРСОНА НОМЕРА»
    Версия для печати
    Александр ГОЛОВКОВ

    Наместник полуцарства

    Когда создавалась система федеральных округов, возглавляемых специальными представителями президента, в средствах массовой информации не было недостатка в различных домыслах относительно того, чем может в будущем стать данная подсистема федеральной власти, не предусмотренная Конституцией и существующая на основе указного права, то есть как бы временная. Но, как известно, в богоспасаемом Отечестве не бывает ничего долговечнее временных конструкций. За минувшие четыре года институт полпредов стал восприниматься массовым сознанием как неизбежная и где-то даже полезная структура, а сами полпреды ныне выглядят весьма влиятельными фигурами в рядах высшей политико-бюрократической элиты. Некоторые из них являются перспективными кандидатами на еще более высокие государственные должности. В полной мере это относится к ГЕОРГИЮ ПОЛТАВЧЕНКО, курирующему территории, которые обеспечивают примерно половину бюджетных поступлений России. Соответственно этому президентский полпред в Центральном федеральном округе должен считаться своего рода удельным держателем «полуцарства» (если рассуждать в терминах старинной политической мифологии).

     

    «Я всегда Бога боялся

    и уповал на него, хотя не знал,

    крестили ли меня».

                                            (Ноябрь 2001 г.)

     

    Черты личности

    Георгий Сергеевич Полтавченко родился 23 февраля 1953 г. в Баку в семье военного моряка. Его мать пережила трагедию блокадного Ленинграда, и в этот же город семья Полтавченко переехала на конечном этапе карьеры отца.

    В 1970 г. Георгий Полтавченко окончил ленинградскую физико-математическую школу №211, после чего поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, который окончил в 1976 г. по кафедре приборов авиационной и космической медицины. Будучи образцовым студентом-комсомольцем, он летом 1972 г. участвовал в строительстве Камского автозавода (в так называемом «третьем, трудовом семестре», который тогда был своего рода почетной обязанностью для будущих специалистов народного хозяйства, науки и культуры). В дальнейшем Полтавченко усовершенствовал свое образование на Высших курсах КГБ СССР в Минске, которые окончил в 1980 г.

    По ходу службы Георгий Полтавченко был награжден орденом Почета, тремя медалями, знаком «Почетный сотрудник налоговой полиции». Последняя правительственная награда (удостоен 7 февраля 2003 г.) — орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Кроме того, он был награжден церковными орденами Святого мученика Трифона («за большой личный вклад в борьбу с наркоманией, алкоголизмом и другими вредоносными явлениями») и Благоверного князя Даниила 2-й степени.

    Имеет звание генерал-лейтенанта налоговой полиции.

    Президент Федерации баскетбола Санкт-Петербурга. Занимается баскетболом и теннисом. Увлекается рыбалкой.

    Вкусы в литературе скорее консервативные: Шолохов, Лермонтов, Гоголь. Кроме того, Полтавченко, по его словам, интересуется работами Льва Гумилева, в частности его теорией пассионарности.

    Предпочтения в музыке: любит слушать Вивальди, нравятся Виктор Цой, группы «Любэ», «Мумий Троль».

    Жена Георгия Полтавченко по образованию — переводчик и искусствовед. У супругов Полтавченко — один сын (родился в 1985 г.), он увлекается русской борьбой.

    Георгий Полтавченко — убежденный православный, при этом, по мнению тех, кто его знает, в Бога он верует совершенно искренне. Возможно, он когда-то искренне верил в те высокие идеи, которые старались внушить молодым людям Страны Советов их наставники из числа убежденных коммунистов. Так или иначе, на всех этапах жизненной карьеры он проявил себя как человек с неким внутренним стержнем, заставляющим избегать соблазнов греха, даже когда внешние обстоятельства к ним интенсивно подталкивают.

    По впечатлениям тех, кому довелось общаться с нынешним полпредом президента в ЦФО, Полтавченко — человек открытый и дружелюбный. Это не мешает ему быть весьма изощренным политиком и аппаратчиком. Он честолюбив, но отнюдь не является оголтелым карьеристом. Его энергетика движения по жизни подпитывается главным образом чувством долга.

    Советская карьерная биография

    В 1976—1978 гг. Георгий Полтавченко работал инженером в НПО «Ленинец». Затем ему предложили перейти на должность освобожденного функционера городской комсомольской организации. Приняв это предложение, Полтавченко в 1978—1979 гг. был инструктором Невского РК ВЛКСМ Ленинграда.

    Очевидное направление дальнейшего карьерного возвышения должно было продвинуть его в кресло секретаря РК ВЛКСМ, затем — все выше и выше по ступеням комсомольской и компартийной иерархии, чередуя их с престижными должностями производственно-хозяйственной сферы. Но поступило новое предложение, от которого молодой комсомольский активист не мог отказаться, — его пригласили в систему КГБ СССР. После соответствующего обучения в Минске Георгий Полтавченко заступил на новую службу.

    В 1980 г. он принимал участие в обеспечении безопасности проведения Олимпийских игр в Москве. В том же 1980 г. стал оперуполномоченным подразделения по обеспечению безопасности на транспорте в аэропорту «Пулково» Управления КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области. И далее Георгий Полтавченко служил в органах КГБ СССР, а после распада Советского Союза оказался в составе Министерства безопасности РФ. Последняя его должность в этой системе — начальник Выборгского городского отдела Управления МБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Этот пост он занял в 1992 г. А с Владимиром Путиным познакомился еще в советские времена, когда Путин (по его собственным словам) работал в одном «маленьком подразделении одной большой организации». Полтавченко работал в той же организации, но в другом «маленьком подразделении».

    Путями постсоветских путинбуржцев

    Выдвижение второго президента России именно из питерско-чекистской среды стало феноменом, который можно отнести к разряду случайно-закономерных. В известной мере случайно выбор фортуны остановился на фигуре конкретного человека. Совершенно закономерно это был представитель вполне определенного локального мини-сообщества. Многие коллеги Путина из бывшего ленинградского УКГБ опробовали свои силы на политической арене еще раньше нынешнего главы государства. Одним из первых среди них был Георгий Полтавченко, который получил мандат депутата Ленинградского областного Совета в 1990 г., по итогам первых в российской истории сравнительно демократических выборов Советов всех уровней.

    Ленинградский облсовет был на самом деле такой же большой говорильней, как и все аналогичные депутатские тусовки, от Москвы до самых до окраин предъявившие претензии на полную и всестороннюю власть в процессе крушения компартийного режима. Все, что было в этих тусовках пригодного для реальной государственной деятельности, уже в первые годы торжества демократии было оттянуто спешно создававшейся тогда вертикалью властно-исполнительных структур, которую Ельцин сумел оторвать от депутатского контроля.

    Не стал исключением и депутат Полтавченко. В октябре 1992 г. он стал первым начальником городского Управления налоговой полиции Санкт-Петербурга. В ту пору все федеральные структуры фиска и расследования вынужденно (а иногда и весьма сознательно) руководствовались в своих действиях поисками средств для достойного самопрокормления. Как уверял позднее известинец Максим Соколов, налоговые полицейские в данном отношении отличались наибольшей находчивостью и последовательностью. Однако не бывает правил без исключений, и Георгия Полтавченко можно к таковым отнести. Во всяком случае, его фамилия ни разу не была озвучена в контексте тех или иных скандальных «самопрокормочных» дел, а некоторые коллеги даже называли его «отмороженным» — потому что взяток не берет.

    В то же время одна лишь вполне успешная и достойная служба, судя по всему, не могла удовлетворить честолюбия Полтавченко, который не отказался от возможности снова поискать удачи в сфере публичной политики и в декабре 1998 г. баллотировался на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга по избирательному округу №43. Но проиграл — эпоха уже не благоприятствовала одиноким искателям политической удачи, а значительных ресурсов поддержки за спиной экс-депутата Ленсовета не оказалось.

    Тем не менее Георгий Полтавченко уже вскоре после неудачи на выборах получил настоящую «политическую» должность: 5 июля 1999 г. указом Ельцина он был назначен полномочным представителем президента в Ленинградской области.

    Ельцинские полпреды были своего рода «комиссарами» федерального центра при региональных «командирах», не обладающими реальными рычагами власти. Однако пребывание на подобной должности могло дать Полтавченко определенный политический опыт. Этот опыт оказался весьма кстати при новом президенте, когда началось «выравнивание» региональной вольницы по общероссийскому федеральному стандарту.

    18 мая 2000 г. Георгий Полтавченко был назначен полномочным представителем президента РФ в Центральном федеральном округе.

    «Человечный» наместник

    Реальная демократия (да и вообще любая разумная форма управления) предполагает, что в формах власти отображается некая структура социума — по крайней мере, структура ведущих элитарных групп. В обществах с исторически сложившейся социальной стратификацией такое достигается посредством партий, обладающих долгосрочным мандатом доверия соответствующих групп и слоев общества. В современной России, с ее рыхло-неопределенной структурой социальных и корпоративных групп и слоев, демократически избираемой, но практически самодержавной верховной власти пришлось искать совершенно оригинальные схемы опорных конструкций. Одной из новаций 2000 г. стала система федеральных округов во главе с представителями президента, которым были даны весьма широкие (хотя и не вполне четко отграниченные) полномочия.

    Любой чин исполнительной власти есть «механизм, к артикулу предназначенный», специализированный в соответствующей сфере государственной деятельности. Министр, отвечающий за пироги, не имеет власти сапоги тачать. Но в отличие от министров представители президента в федеральных округах имеют полифункциональную власть по определению. Это как бы «проекции» собственной президентской власти, распространяющие ее волевые импульсы в пространствах от Калининграда до Камчатки.

    Деятельность полпредов президента Путина широко обсуждалась политизированной общественностью на первом этапе, когда окружные структуры еще только «притирались» к сложившимся административным системам регионального уровня (и при этом кое-где проскакивали искры бюрократических конфликтов). В дальнейшем общественный резонанс вызывали лишь отдельные, более или менее острые ситуации (как, например, дела, связанные с корректировкой региональных законодательных актов, не соответствующих федеральным стандартам).

    В Центральном округе всякого рода нештатные ситуации случались сравнительно редко. Георгий Полтавченко нашел необходимый алгоритм взаимоотношений с губернаторским корпусом, а также с бизнес-элитой подведомственных территорий. В начальный период деятельности полпредства ходили мнения, что новому президентскому назначенцу труднее всего будет работать с командой московского мэра, привыкшей рулить столичным мегаполисом вполне автономно от федеральной власти. Но отношения Полтавченко с Лужковым выстроились ровно, в режиме конструктивного взаимодействия. Также нет у полпреда проблем и с не менее амбициозным, чем Лужков, хозяином Подмосковья генералом Громовым. Это при том, что московские и подмосковные власти периодически между собой конфликтуют вокруг никак не разрешаемых проблемных узлов, связанных с разного рода имущественными правами.

    В целом региональные начальники Центрального округа своим полпредом довольны. Один чиновник из указанного круга функционеров высказался однажды прямо-таки в духе позднего Маяковского-одотворца: Полтавченко, дескать, — «человечный человек».

    Однако при всем при том необходимая хватка у «человечного» наместника имеется. Это показало, в частности, дело Руцкого, которого Кремль велел убрать с губернаторского кресла, и Полтавченко исполнил, как велели, не демонстрируя при этом никаких лишних эмоций — ни злорадства, ни сожаления. Затем было еще несколько эпизодов регионального политического бытия, в ходе которых уходили с должностей (отнюдь не добровольно) отдельные представители губернаторского корпуса. В конечном итоге избираемые народом территориальные вожди ЦФО крепко осознали, что президентский полпред для них — самый настоящий начальник.

    Куда далее, вверх или вглубь?

    Структура федеральных округов и полпредств себя политически оправдала и, вероятно, будет сохранена, по крайней мере, в обозримом будущем. Однако иерархический статус самих полпредов все еще остается несколько неопределенным и зависит не только от полномочий, предоставленных наместникам соответствующими указными актами, но и от обстоятельств сугубо субъективного характера. Потенциал карьерного роста у Георгия Полтавченко еще весьма велик, и неудивительно, что в минувшие годы различные «достоверные источники» его уже не раз «назначали» то одним из силовых министров, то даже главой администрации президента.

    Во всех соответствующих слухах и домыслах можно выделить в сухой остаток лишь одно: без проблем управляясь на нынешней должности, Полтавченко входит в своего рода «кадровый резерв» президента, а потому может быть истребован для нового назначения в любой момент. При этом он в отличие от большинства коллег, вышедших из недр Ленинградского УКГБ, является своего рода «специалистом широкого профиля», поскольку имеет опыт работы и в правоохранительной сфере, и в публичной политике, и даже в какой-то мере в экономике. Никого не удивило бы назначение Полтавченко на пост главы одного из силовых ведомств, но столь же комфортно он расположился бы и на ответственной политической должности — например, в Думе, в Совете Федерации или даже в руководстве правящей партии (если бы там потребовался реальный руководитель, а не сугубо представительская фигура). И, между прочим, на посту руководителя одного из ведомств в экономическом и социальном блоках правительства он также может оказаться (например, если нынешний, преимущественно либеральный курс социально-экономической политики сменится на более или менее этатистский).

    Однако имеется одно весьма значительное дело, которым Георгию Полтавченко придется, по всей видимости, плотно заниматься на своей нынешней должности, напрягая при этом все свои административные и политические способности. В результате достаточно длительных обсуждений, согласований и голосований вполне созрела для внедрения в практику реформа местного самоуправления, разработанная под руководством Дмитрия Козака. Результатом этой реформы должно стать формирование «низовой» демократии, при которой граждане имеют реальные возможности контролировать административную деятельность на том уровне власти, от которого в наибольшей степени зависит качество повседневной жизни. Если все получится, как надо, в России появится почва для прорастания тех самых «корней травы», от которых должно подниматься в полный рост гражданское общество.

    Необходимость развития «низовой» демократии на муниципальном уровне на словах признают и региональные начальники. Но все реальные инициативы в соответствующем направлении весьма искусно тормозятся упруго-вязкой чиновничьей средой. При этом наибольшие трудности при реализации положений муниципальной реформы ожидаются в наиболее развитых регионах, «продвинутых» в плане экономических реформ, — там, где региональные власти уже научились эффективно управлять и извлекать доходы, которыми теперь придется делиться не только с федеральным центром, но и с муниципальными образованиями. В связи с этим наиболее сложным пространством для внедрения положений реформы Козака могут стать именно регионы Центрального федерального округа. Если там дело пойдет как следует, реформа получится и в масштабах всей страны.

    Между тем в самом передовом субъекте Российской Федерации, в самом демократическом, столичном мегаполисе городское начальство не так давно предложило собственный проект (формально вписывающийся в рамки ныне действующих реформаторских законоположений). Согласно этому проекту органы локального самоуправления, создаваемые в Москве, получат минимум полномочий и незначительные финансовые ресурсы, а их деятельность будет фактически запараллелена мощными низовыми структурами общегородской административной вертикали. В общем, полная «демократия по стойке смирно».

    Не исключено, что спецкампания по демократизации низового уровня российской власти скорее всего пройдет в малых населенных пунктах, потом охватит средние и крупные города, а на самом последнем этапе будет долго тормозиться стенами московского мегаполиса. И Кремлю тогда придется серьезно задуматься о кадровых перестановках на уровне московской мэрии. Кого Путин захочет видеть новым мэром столицы?



    Назад
    ©2003-2012 Политический журнал. Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов ресурса прямая ссылка на сайт "politjournal.ru" обязательна.