Александр КЫНЕВ, кандидат политических наук, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

Открытый обман

ВВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ СПИСКОВ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОТКРЫТЫМ ФАЛЬСИФИКАЦИЯМ

Президент РФ Владимир Путин, как известно, предложил ввести на выборах в Государственную думу чисто пропорциональную систему (выборы только по партийным спискам), то есть предложил, по сути, лишить граждан страны права самостоятельного выдвижения в федеральный парламент, отдав монополию на выдвижение кандидатов политическим партиям, которые благодаря Закону «О политических партиях» жестко контролируются государственной бюрократией. То есть право выдвигать отныне, по сути, — прерогатива чиновников, что вызвало закономерные протесты многих экспертов и аналитиков. Но этого мало — в «пакете» внесено еще одно предложение, которое на практике может привести к еще более тяжким последствиям, — это введение так называемых «открытых» списков, когда избиратель может не только проголосовать за ту или иную партию, но и выбрать в ее списке наиболее симпатичных ему кандидатов.

Внешне это предложение кажется верхом демократизма, однако если мы проанализируем, как же оно будет реализовываться на практике, то увидим, что оно дает власти практически неограниченные возможности как прямого, так и косвенного манипулирования результатами голосования. По сути, создается механизм, когда даже в оппозиционных партиях власть сама будет решать, кому и в какой последовательности получать мандат.

Согласно рекомендациям Центризбиркома при принятии региональных законов о выборах рекомендована следующая система открытых списков: в избирательном бюллетене после строки «Против всех списков кандидатов» размещается еще одна строка — «Из отмеченного списка кандидатов голосую за кандидата №» с расположенным справа от нее пустым прямоугольником. В этот прямоугольник избиратель может вписать номер кандидата из списка. При этом в большинстве регионов, о которых идет речь, под наименованием избирательного объединения или блока решено указывать фамилии, имена и отчества только первых трех кандидатов из списка. Поэтому для того, чтобы избиратель знал, какой номер соответствует какому кандидату, в каждой кабине для тайного голосования должны находиться списки кандидатов. К чему это приведет на практике? Очевидно, что избиратель не в состоянии будет знать всех — почти 1000 — кандидатов из списка (если по спискам будет избираться вся Госдума — это 450 депутатов, в списке может быть в два раза больше), а дай бог, чтоб знал хотя бы десяток. Даже если разбить страну на территориальные зоны с примерно равной численностью избирателей, речь все равно будет идти о слишком большом количестве кандидатов, чтобы они все могли быть указаны в бюллетене.

Подобный бюллетень приведет к тому, что избиратель будет тем же объектом манипуляций партийного аппарата или, наоборот, жертвой информационной диверсии конкурентов, имеющей целью разрушить партию изнутри. Давайте не будем идеалистами — сколько избирателей возьмут в руки списки и прочитают эти номера? Естественно, не исключается возможность вписать все, что угодно, в итоговые протоколы, и проконтролировать их адекватность при большом количестве мест технически будет абсолютно нереально, что создает широчайшие возможности для фальсификаций.

Теперь же, помимо указания числа голосов за партии, внутри каждой партии также надо будет указать распределение голосов между кандидатами. По рекомендациям ЦИК эти данные вносятся даже не в протокол, а в приложение (!). При такой системе невозможно будет создать отдельную стопку бюллетеней по каждому кандидату и т.д.

Открытые списки — это очень сложная модель, которая предполагает достаточно грамотного и опытного избирателя, которого в нашей стране сегодня нет. Более того, в условиях «управляемой демократии», которую мы имеем сегодня, и когда даже при этом относительно простом законе мы не можем обеспечить контроль, более сложный закон контролировать будет практически невозможно. Грубо говоря, помимо разделения количества голосов по спискам, придется еще контролировать распределение голосов внутри каждого списка на каждого конкретного кандидата. К чему это приведет? Эта система идеальна для исполнительной власти. Она позволяет не только поддерживать только «свои» партии, идущие в парламент, но и еще внутри партии сортировать, кого пускать в парламент, а кого нет.

Мало того, что партии сейчас полностью зависят от государства, — получается так, что государство само будет определять, кто, в какой последовательности в этой партии может получить депутатский мандат. Поэтому в нашей системе открытые списки на ура будут восприняты властями. Они поняли, что этот чудо-механизм поставит под контроль даже оппозиционные партии.

Избирательных моделей много. Есть, к примеру, так называемая «смешанная связанная» система, когда при распределении мест по спискам учитывается голосование за кандидатов партии в округах (именно такая система действует в Германии). Есть преференциальная система, когда избиратель может ранжировать кандидатов и партии в порядке убывания своих предпочтений. Есть и другие механизмы. Все они сложны и, чтобы быть эффективными, должны адаптироваться к условиям конкретной страны в конкретное время. И как правило, с бухты-барахты таких экспериментов никто не проводит. Как говорил известный герой «Операции «Ы», «ты вначале на кошках попробуй». Если господин Вешняков со товарищи действительно желает стране добра, то, может, вначале проще провести эксперимент в нескольких регионах? Столь агрессивное навязывание столь сомнительного механизма всей стране сразу еще более заставляет усомниться в подлинных мотивах его инициаторов.

Избиратель прекрасно видит и чувствует, когда от него ничего не зависит, и не хочет участвовать в спектакле. В пропорциональной системе между «отфильтрованными» партиями с открытыми списками от него уже ничего не будет зависеть, а значит, и смысла ходить на выборы станет намного меньше. Так что расплатой за столь циничное манипулирование людьми может стать катастрофическое падение явки и полная утрата властью реальной легитимности, что будет означать разрушение государства.





Политический журнал Архив № 20 (23) / 15 июня 2004 Для тех, кто все понимает!
© 2003 Политический журнал Все права защищены sitepj@politjournal.ru
{SAPE}