Андрей КОРНЕЕВ, заведующий сектором энергетических исследований Института США и Канады РАН

Энергетическая безопасность: оптом дешевле

Россия предложила межнациональную идею

С начала нынешнего года Россия в мировом сообществе выступает в новой для себя роли – председателя в организации наиболее развитых индустриальных стран, так называемой «большой восьмерке». К премьере, которая состоится летом 2006 г. на саммите в Санкт-Петербурге, Кремль готовит предложение, от которого другие участники группы G8 не смогут отказаться: международная энергетическая безопасность. При этом, как заявил на заседании Госсовета 22 декабря президент Владимир Путин, Россия будет выступать если и не гарантом этой безопасности, то, во всяком случае, лидером мирового энергетического рынка, от которого эта самая безопасность будет во многом зависеть. Россия намерена объединить усилия с другими странами, с тем чтобы решить основные стратегические задачи в этой области.

По словам президента, таких задач две. Первая – «надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами топлива. Причем на условиях, приемлемых как для государств-производителей, так и для потребителей». Вторая – «диверсификация и безопасность энергоснабжения, в том числе антитеррористическая. А также развитие атомной энергетики, энергосбережения, поиск прорывных технологий и перспективных экологически чистых источников энергоресурсов». «Заявка на мировое лидерство в области энергетики – это амбициозная задача», – заявил Владимир Путин. Как помнится, амбициозность при решении любых проблем, как политических, так и экономических, стала непременным требованием нынешнего российского президента. Однако можно привести немало примеров, когда выдвинутые им амбициозные идеи так и оставались лишь идеями. Не уготована ли эта участь и предложению о «международной энергетической безопасности», действительно ли заинтересованы в нем страны «большой восьмерки»?

Импорт ресурсов, экспорт проблем

Угрозы, связанные с нерешенными проблемами энергетической безопасности, действительно встают перед большинством стран мира. Достаточно вспомнить недавний сильный пожар на нефтехранилище в графстве Хартфордшир в 40 км к северу от Лондона, сотни диверсий, ежегодно происходящих на трубопроводах, нефтеперегонных заводах и прочих инфраструктурных объектах нефтегазовых отраслей в разных странах, глобальное потепление климата, а также то, что исчерпаемые энергетические ресурсы рано или поздно оправдают свое название.

Международные террористы активизировались после завершения активной фазы военной операции США в Ираке в 2003 г., в результате средний объем поступления сырой нефти на мировые рынки сократился не менее чем на 1 млн баррелей в сутки, что дополнительно повысило ее цену примерно на 20 долл. за 1 баррель.

В развитых странах исторически сложился нерациональный энергетический баланс, с преобладанием минерального топлива. Энергопотребление становится явно избыточным не только в развитых, но и в развивающихся странах, которые быстро «подтягиваются» к заданным на Западе уровням. В результате стремительно растущие энергетический импорт и мощные обратные потоки нефтедолларов прямо и косвенно субсидируют такие негативные явления, как религиозный экстремизм, диктаторские режимы, государственная коррупция, экономическая преступность, региональные конфликты, производство и транспорт наркотиков.

Казалось бы, развитые и развивающиеся страны должны понимать, что решить накопившиеся проблемы они могут только сообща – максимально полно учитывая интересы друг друга. Однако уже сейчас закладываются основы будущей конкурентной борьбы развитой (США, Западная Европа, Япония) и развивающейся (Китай, Индия, Бразилия) групп стран за свободный доступ к сырьевым ресурсам. Ситуация усугубляется тем, что развивающиеся страны стремятся повторить уже пройденный индустриальными сообществами тупиковый путь экономического развития, сопряженный с излишними энергозатратами. Они повторяют уже совершенные другими ошибки и в погоне за темпами экономического роста почти не пытаются осваивать более совершенные, экономичные и экологически безопасные, но дорогостоящие энерго- и ресурсосберегающие модели.

Решение этих проблем возможно лишь при отказе от навязываемой США унифицированной глобализации международных рынков, при устойчивом и безопасном развитии равновесных, разнообразных и многоукладных экономических систем сервисного типа. При этом в рамках различных национальных моделей должны осуществляться общие для всех государств мероприятия: активное энерго- и материалосбережение; расширение и диверсификация используемой ресурсной базы энергетического сырья; последовательный переход к возобновляемым энергетическим источникам и таким универсальным безотходным энергоносителям, как жидкий метан и водород; жесткий экологический контроль; ускоренное обновление устаревшего промышленного и коммунального оборудования.

Российский вклад

В этих условиях предложения Владимира Путина выглядят весьма актуальными. Россия – крупная энергетическая держава, по экспорту газа она занимает первое место в мире, по нефти – второе, после Саудовской Аравии. Понятно, что она могла бы взять на себя пропорциональную долю ответственности за международную глобальную энергетическую безопасность и стабильность. Однако при этом она должна действовать прежде всего с учетом собственных жизненно важных интересов. К ним в первую очередь относятся: создание необходимых условий для надежного топливного снабжения внутренних рынков по устойчивым ценам, адекватное обеспечение военной и экономической безопасности, диверсификация экспорта и стабильное развитие внешнеэкономических связей как с развитыми, так и с развивающимися странами.

В рамках своего председательства в «большой восьмерке» Россия действительно могла бы предложить ее участникам детально проанализировать наиболее актуальные современные энергетические проблемы. Необходимо обсуждать перспективы диверсификации глобальных энергетических рынков, развитие конкурентной среды в энергетике, оптимизацию транспорта и международного транзита энергоресурсов, расширение многосторонних инвестиций в энергосектор, а также проблемы снижения уровня негативного воздействия энергетики на климат и окружающую среду. По итогам такого углубленного анализа страны «большой восьмерки» по инициативе России могли бы взять курс на разработку общей многосторонней платформы для обсуждения и создания единой глобальной стратегии, направленной на обеспечение устойчивой энергетической безопасности во всем мире.

Для этого необходимо разработать многосторонние программы снижения удельных энергетических затрат в расчете на единицу национального продукта, обеспечения экологической безопасности, государственного стимулирования перехода к возобновляемым энергетическим источникам, создания информационных систем для международного мониторинга уровней энергетической безопасности. Нужны программы социальной компенсации, борьбы с нелегальными трансграничными денежными потоками, коррупцией, организованной преступностью и международным терроризмом.

Особого внимания требуют развитие и углубление международного научного и практического сотрудничества по разработке единого подхода к решению комплекса конкретных задач обеспечения энергетической безопасности. Необходимо оценить состояние топливно-энергетического комплекса в различных странах и его роль в обеспечении общей национальной экономической безопасности. Нужно определить пути технологической, структурной и институциональной перестройки в энергетических отраслях с учетом конкретных условий, факторов и угроз энергетической безопасности для каждой отдельной страны.

Все это касается и самой России – необходимо уточнить долгосрочную доктрину национальной энергетической безопасности и, соответственно, энергетическую стратегию РФ. Их практическое осуществление должно учитывать действующие приоритеты в экономической политике различных стран, а также способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере. Вероятно, это и станет одним из направлений работы созданной накануне Нового года правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы, которую возглавил непосредственно премьер Михаил Фрадков. Комиссия наделена самыми широкими полномочиями, но насколько эффективной будет ее деятельность, покажет время.

Координация международных усилий по предотвращению структурных энергетических кризисов настоятельно требует выработки научно обоснованных систем критериев и методик объективного измерения и сопоставления точных параметров уровней энергетической безопасности.

Устойчивость неустойчивого

Обеспечение энергетической безопасности важно для устойчивости системы экономических, социальных и экологических условий, определяющих качество жизни населения и являющихся показателем эффективности государственного управления. Как показано на схеме, экономические условия определяют средний жизненный уровень населения и одновременно задают пропорциональный диапазон неравенства доходов и средних уровней энергетического потребления для различных социальных групп. В свою очередь, население формулирует свои потребности в адекватном уровне доходов, что задает целевые направления общего экономического роста и промышленного развития той или иной страны.

Аналогичные двусторонние взаимосвязи существуют между экологическими и экономическими условиями. Текущее состояние и уровень загрязнения окружающей среды задают пределы допустимого экономического роста, нарушение которых чревато возникновением опасных угроз для жизни и здоровья населения, преждевременным истощением природных ресурсов, а также нарушением условий свободного доступа к запасам топливного сырья.

Экологические условия влияют на качество жизни людей, а значит, и на социальную устойчивость общественных систем и институтов государственного управления. Процесс добычи, транспортировки и потребления непрерывно возрастающих объемов топливно-энергетических ресурсов требует все более крупных капвложений, чрезмерных трудовых затрат и неизбежного ущерба экологии. Поэтому их бесконтрольный рост неизбежно выводит из состояния равновесия указанную на схеме совокупность экономических, социальных и экологических условий существования и функционирования общественных и государственных структур.

Для предотвращения необратимого развития этих негативных процессов должны использоваться многоцелевые системы государственного регулирования ТЭК. В их задачи входит непрерывное получение детальной информации о состоянии ресурсной базы, мониторинг ТЭК и оценка социально-экономических последствий его функционирования. Регулярно получая скорректированные социальные заказы на поддержание необходимого баланса желательного уровня энергетического обеспечения при минимально допустимом воздействии на среду, органы госрегулирования планируют и осуществляют необходимое управление энергетическим сектором.

Оптимальный уровень энергетической безопасности можно определить как такой совокупный запас внутренней устойчивости сложной системы, при котором даже наиболее интенсивное дестабилизирующее воздействие не сможет вывести ее из состояния устойчивого равновесия. Тем не менее в современных реальных условиях даже большинству развитых государств все эти задачи приходится решать на базе ограниченных по объему и качеству внутренних экономических ресурсов, а также с учетом мощных дополнительных угроз экзогенного характера, таких, как промышленные аварии, международный терроризм или труднопредсказуемые по конкретным масштабам стихийные бедствия. Поэтому для быстрой мобилизации всех ограниченных ресурсов и их краткосрочной концентрации на наиболее опасных направлениях обязательным условием является независимый аудит текущего уровня энергетической безопасности.

Эта последовательность необходимых действий базируется на известных положениях общей теории систем и ставит в повестку дня задачу научного определения ограниченного набора унифицированных макроэкономических показателей устойчивого энергетического развития, которые можно было бы с минимальными затратами использовать в национальных и международных системах мониторинга состояния энергетической безопасности. В такую группу показателей целесообразно включить не более 10–15 общепризнанных макроэкономических индикаторов.

В рамках такого взвешенного и комплексного подхода рекомендации, затрагивающие жизненные интересы большинства государств, могли бы не опираться на общие интуитивные соображения, а последовательно использовать данные объективных расчетов. В этом случае инициатива российского президента о создании системы международной энергетической безопасности имела бы под собой более реальную почву.

МЕЖДУ ТЕМ

Газовый конфликт между Россией и Украиной, разразившийся почти сразу после заявлений Владимира Путина об обеспечении международной энергетической безопасности, заставил Европу усомниться в серьезности намерений Кремля. По словам Мартина Вуковича, посла Австрии в Москве, страны, председательствующей с начала года в ЕС, временное сокращение поставок российского газа европейским потребителям было «шоком для нашей страны, это был шок для любой европейской страны». Он отметил, что странам Евросоюза необходимо задуматься о диверсификации поставок газа, в том числе о возможности поставок сжиженного газа из Африки. Глава же чешской энергокомпании CEG Group, крупнейшего поставщика электроэнергии в Европу после французской EDF, Мартин Роман заявил, что Европе необходимо развивать ядерную энергетику, если она намерена снизить зависимость от российских источников. Не случайно и шеф крупнейшей немецкой энергокомпании Е.ON Вульф Бернотат заговорил о пристальном внимании к иранским запасам газа – вторым по величине в мире.
Российская власть пытается сгладить негативный эффект от газового скандала, как-то успокоить своих европейских партнеров. Первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев заявил: «Считаю несостоятельными попытки некоторых лиц обвинить Россию в политическом давлении на основные страны Евросоюза. Россия была, есть и будет надежным поставщиком газа в Европу». В этом же убеждал посетившую с официальным визитом Москву канцлера Германии Ангелу Меркель и сам президент Владимир Путин. Но не исключено, что в «большой восьмерке» России придется чаще объясняться по теме энергобезопасности, чем выступать с глобальными предложениями.

А.С.





Политический журнал Архив № 2 (97) / 23 января 2006 Для тех, кто все понимает!
© 2003 Политический журнал Все права защищены sitepj@politjournal.ru
{SAPE}